Учителя

 Мария Сергеевна Булярская.

Бул-3

Первым директором школы №34 (1945-1951) была Мария Сергеевна Булярская.

В 1945 г.  она была направлена партийными органами в г. Кишинев для организации образования в Молдавии. В октябре 1945 года школа №34 была открыта, и первое здание школы располагалось на углу Колодезной и Мещанской. Более подробно о Марии Сергеевне Булярской можно прочитать здесь. 

Иван Степанович Малеев

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фото 1956 года

Иван Степанович Малеев был директором нашей школы (1953-1958), когда мы начали в ней учиться в 1953 году.  А в 1958 году его направили директором школы нового типа – школы-интерната №3, наверное, там мужчина-директор был нужнее, тем более – фронтовик.

Иван Степанович преподавал географию. Но не нам. Мы еще были маленькие, когда он ушел. Поэтому он запомнился нам скорее, как большой человек и большой начальник нашей школы в военном кителе, галифе и сапогах, с трубкой, но не страшный, а какой-то скорее добрый большой человек. Он на всех наших годовых фотографиях из начальных классов. Он и на той фотографии, где еще есть Нина Ивановна и уже есть Елена Парфентьевна. Где нас передают из начальных классов в средние.

Он ходил в форме без погон. Иван Степанович был фронтовым офицером. Воевал с 1941 и до конца войны. В составе 330 стрелковой дивизии участвовал в операции «Багратион», когда в Белоруссии началась заключительная фаза разгрома гитлеровской Германии. За участие в этой операции был награжден орденом Красной Звезды. На сайте «Подвиг народа» http://podvignaroda.mil.ru/ есть приказ о награждении http://podvignaroda.mil.ru/?#id=32834346&tab=navDetailDocument(7-ой лист) нашего первого директора и наградной лист (надо кликнуть по фамилии в списке).

После нашей школы и школы-интерната Иван Степанович директорстовал еще и в 17-ой железнодорожной школе. Есть на сайте этой школы теплые слова о нем одного из бывших его учеников, слушавших его уроки http://skola17jd.narod.ru/teacher-maleev.htm

О своем двоюродном деде нам рассказала внучатая племянница Ивана Степановича Булгакова Ольга Юрьевна, кандидат географических наук.

«Родился И.С.Малеев  в 1913 году в Пермской обл., Юго-Осокинский р-н, д. Горбуново.

Отец Ивана Степановича — Степан Павлович воевал в гражданскую войну на стороне «красных», потом был председателем колхоза. Мать Ивана Степановича — Анфиса Федоровна. В семье у них было 18 детей. Дед его был землеустроителем на Юго-Осокинском заводе. В их родовом доме была огромная библиотека старинных книг.

По деревням отбирали отличников и отправляли на учебу.  Иван Степанович был лучшим учеником и даже сам «учительствовал» будучи еще подростком.   После школы учился  в Екатеринбурге и в Москве»

А вот отрывок из детских воспоминаний Ольги Юрьевны:

«Нас ребятишек на каникулы родители отправляли в деревню к бабушке, и мы с нетерпением ждали, когда приедет дядя Ваня.      Дядя Ваня приезжал каждое лето, помогал по хозяйству своей маме, тетке и сестре. Тянуло его к крестьянскому труду. Все лето собирал грибы и ходил на рыбалку.
Вечерами обязательно все собирались на крыльце его дома. Он курил трубку и рассказывал нам очень интересные истории»

             По «семейному преданию»   какое-то время Иван Степанович служил в контр разведке. Участвовал в освобождении Гдыни и Кениксберга.   До 1948 года  жил с семьей в Германии.

А в Кишиневе стал работать учителем  географии и директором школы.

В Кишиневе и в Перми живут потомки Ивана Степановича, с которыми удалось связаться. Они  предоставили фото из семейных архивов.

 Maleev-1

Портретные фото: Капитан Малеев И.С.  1943 год,  Директор Малеев И.С.  , каким мы его помним.

Maleev-2

Фото с учениками нашей школы на приусадебном участке( где сейчас «новый» корпус)

Может быть,  кто-то узнает себя и сообщит  год съемки и имена изображенных.   Мы можем узнать Подгайную Т.А. ( в полосатом платье) и  сзади нее Храмову И.Е.


Наши воспоминания

Иван Степанович пришёл в нашу школу, когда мы уже были старшеклассниками, как никак 8 класс, в отличие от предыдущего директора, все сразу как-то прониклись к нему большим уважением, хотя прозвище ему дали смешное за его массивность и какое-то добродушие, не обращая внимание на его серьезность, военный френч и вечную трубку, которую он любил держать в зубах или в руке, но курящим при нас, я его не помню. Он был человек, который любит людей. И нас он тоже считал взрослыми людьми. В 9 классе он преподавал нам географию.
И мы частенько сбивали его на рассказы о войне, особенно, когда хотели потянуть время, уж чего греха таить. Ведь мы были дети довоенных годов рождения, росли в войну, и все детство в неё играли (кто помнит окопы по склону за Садовой , где потом сделали Комсомольское озеро?). Нам были интересны его рассказы, он был в Потсдаме по окончании войны, и много всего перенёс и повидал, но это его не ожесточило .

Хорошо помню, что при нем у нас стали работать и хор, и драм кружок, и танцевальный (специально пригласили в школу специалистов для такой внеклассной работы) и спортивные секции. Все такие занятия поощрялись. И мы, соревнуясь с другими школами, а особенно с 37, не раз занимали высшие места.

В те времена школьные вечера (наверное, это аналог дискотек) имели место быть только с разрешения директора. Но просто танцульки не бывали. Обязательно до танцев должно было что- то происходить: спектакль, выступление школьного хора, интересные встречи, ну а потом танцы до 11 вечера. Когда ничего такого не было, мы быстро соображали хоть что- нибудь, шли к Ивану Степановичу и неизменно получали добро, никогда он не проверял и не придирался. Если и отчитывал за что-то, то это, скорее всего, можно сказать «пожурил». Никогда не слышала, чтобы он повысил голос, и в школе всегда была дружеская атмосфера, вот воздух вокруг был такой, что мы после школы часто шли домой обедать, а потом опять мчались в школу. Уже после нашего окончания, его перевели работать директором во вновь построенную школу — интернат N3 . Я думаю, он был хороший организатор. Мы заходили к нему туда, он был очень увлечён этим новым делом. И надо сказать, большое спасибо школе, всем нашим учителям, что они привили нам чувство плеча, такого товарищества, которое мы сохраняем вот уже, страшно сказать, 60 лет и после её окончания.

Дина Базылева (Пишкова), выпускница 1956

 

 

Тамара Алексеевна Подгайная

Подгайная Тамара Алексеевна преподаватель географии, директор школы.

 Участница Великой Отечественной войны.

Родилась 15 июня 1924 г. в г.Мар-Буда Сумской обл. В 1943 г.прошла подготовку в качестве топографа и направлена в действующую армию. В качестве чертежника-топографа воевала в составе штаба 42-й гвардейской дивизии. После ранения в 1944 г. Была направлена в штаб 74-й стрелковой ордена Б.Хмельницкого дивизии.
Прошла с боями от Курско-Белгородской дуги до Австрийских Альп. Участвовала в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Австрии. День Победы встретила в Австрии.
Тамара Алексеевна награждена орденом «Отечественной войны» II-й степени, двумя медалями » За боевые Заслуги», медалью «За освобождение Белграда», медалью » За Победу над Германией», юбилейными медалями.
В 34-ой школе г. Кишинева с 1952 г. Учитель географии, а с 1958 г. до 1976 г. на протяжении 18 лет – одновременно и директор школы.

С 1976 г. и до выхода на пенсию Тамара Алексеевна продолжала преподавать географию в 34-ой школе.

За педагогическую работу ей присвоены почетные звания (с вручением нагрудного знака) -«Отличник народного просвещения» МССР и» Отличник народного образования СССР».
Тамара Алексеевна воспитала двух дочерей.
В нашей памяти Тамара Алексеевна осталась энергичным директором, волевым, решительным, и вместе с тем благожелательным человеком с командными привычками, наверняка, принесенными в школу с фронтов Великой Отечественной.

Тамара Алексеевна многим из нас сумела привить интерес и любовь к географии.

Тамару Алексеевну помню в основном директором. Дистанция между ней и нами, даже старшеклассниками, была большая. Никакого личного общения. Но хочу рассказать один случай.

В 10-м и 11 классах у нас было 1,5 дня производственного обучения. Т.о. один учебный день мы весь проводили в нашей швейной мастерской, где обстановка была почти домашней. И пришла однажды туда директор, по каким-то делам. Мы что-то шили, и Тамара Алексеевна рассказала нам историю в тему. Такую.

Во время боя за Будапешт на ней обгорела юбка. Другой- не было. Времени тоже не было. Нашли местную портниху, которая приладила на Тамару кусок ткани, сколола все булавками и ушла шить. А через 2 часа(!), принесла готовую юбку, сшитую без единой примерки(!), идеально по фигуре!

Тогда я была поражена мастерством портнихи. Вот, оказывается, как можно. Без примерки и точно!

А сейчас я пытаюсь представить Тамару Алексеевну, Тамару молодой, смелой, горячей.

Девушкой-бойцом. Думаю, такой она и была.

Ольга Уварова (Шехованова)

На уроке географии в 34 школе

Наши учителя

Foto3

Эта фотография 1956 года наших преподавателей, а мы закончили 4-ый класс и в центре сидит наша первая учительница Евгения Николаевна Элачиц, которую провожали на пенсию (у нее в руках цветы от коллектива учителей). Фотографию нам передала Храмова Ирина Ерофеевна, которая помогла нам восстановить в памяти имена и фамилии почти всех преподавателей, запечатленных на фотографии. Если у кого-то будут замечания или исправления, пожалуйста, напишите нам — будем рады.

Верхний ряд слева направо: Артеменко Виктор Поликарпович — преподаватель по черчению, Кульчицкий Всеволод Иванович (по истории),.?, Крамкова Мария Петровна (по русскому языку и литературе), Данилова Элла Алексеевна (по английскому языку),  Синкевич Виктор Федорович  (по  физкультуре), Проноза Евдокия Акимовна (по молдавскому языку), Филатова Ксения Анатольевна (по математике),.?, Кирилюк  Елизавета Васильевна (по истории и обществоведению), Симонова Инна Михайловна (по русскому языку и литературе)

2-ой ряд справа налево: Плужникова Вера Павловна  (по ботанике),  Гольденберг Клара Моисеевна (английский язык), Аккерман Лидия Яковлевна (французский язык)  ( ее сын учился с нами в одном классе Б), Милая Валентина Пантелеевна (французский язык), Подгайная Тамара Алексеевна (география), Гавронская Варвара Ефимовна (математика), Кульчицкая Устина Григорьевна (по математике), Трачевская Елена Парфентьева (по русскому языку и литературе),  Олейниченко Валентина Григорьевна (преподаватель  начальных классов)

3-й ряд слева направо: Смолиевская Клара Моисеевна (преподаватель начальных классов), Янова Мария Николаевна (преподаватель начальных классов), Иванова Нина Ивановна (преподаватель начальных классов), Элачиц Евгения Николаевна (первая учительница 1963 года выпуска), Анета Исаковна (преподаватель начальных классов), Мищенко Василий Никитич (по математике), Артамонов Борис Алексеевич (по истории)

4-й ряд слева направо: Малтобар Таисия Федоровна (по биологии), Бирева Алла Григорьевна (по русскому языку и литературе), Храмова Ирина Ерофеевна (по физкультуре), Фомина Лидия/Людмила/ Васильевна (по зоологии)

1-ый ряд снизу, слева направо:

Артеменко Виктор Поликарпович, Раковер Борис Давыдович, Храмова Ирина Ерофеевна, Фомина …, Х

 2-ой ряд: Острицкая Аннета (Этя) Исааковна, Иванова Нина Ивановна, Трачевская Елена Парфентьевна, Подгайная Тамара Алексеевна, Безручко Анастасия Семеновна, Х, Х,

 3-ий ряд: Дубинчик Геннадий .., Матьяж Анна Васильевна, Янова Мария А.., Милая Валентина Пантелеевна, Бондаренко Полина Арсеньевна, Х (преп. Географии), Пашкова Раиса Ивановна (библиотекарь), Синкевич Виктор Федорович, Артамонов Борис Александрович

 4-ый ряд: Х, Х, Карпенко Дарья Павловна, Х, Говоркова Анна Васильевна, Кульчицкая Устинья Георгиевна, Х, Кирилюк Елизавета Васильевна, Гавронская Варвара Ефимовна, Семак Вера Игнатьевна, Х

Борис Давыдович Раковер 

  Борис Давыдович родился в Бесcарабии 19 июля 1931 года, он был самым младшим ребёнком в большой семье. Годы войны он провёл в детском доме, и, безусловно, это время наложило определённый отпечаток на его взрослую жизнь. Живя среди таких же детей, он научился выживать и ценить доброе слово и отношение людей.  Он также понимал, что нужно становиться на ноги самому: его упорство, способности и энергия открыли ему дорогу в университет и определили его будущее.

 Конечно же, первым настоящим успехом в карьере молодого учителя было основание математического класса в начале 60-х годов в 34 школе. Наверное, читатели — выпускники этой школы, лучше меня знают, какой популярностью пользовались математические  классы, и как дети с разных концов города пытались попасть в класс Бориса Давыдовича Раковера. Попадали лучшие из лучших, самые способные и перспективные ребята и получали не только крепкие и качественные знания в математике, но и имели возможность общаться с умнейшим человеком — открытым, остроумным, добрым, порядочным, достойным, деловым и мудрым. Ведь это же счастье, когда есть такой наставник и Учитель!

 В 1968 году папа защитил кандидатскую диссертацию, получив степень Кандидатa Педагогических Наук. Это интересный момент, так как говорит о том, что он, действительно, был мастером своего дела, как педагог!  Он рос вместе с учениками, постепенно перешёл в Кишинёвский Политехнический Институт, где стал доцентом кафедры прикладной математики. Репутация, которую он приобрёл в Кишинёве, его не оставила и на американской земле. Конечно же, он очень хотел и мечтал о продолжении своей карьеры в Штатах. Благодаря своему упорству и трудолюбию, он опять оказался у доски, он снова мог делать то, что у него получалось на самом высшем уровне.

 Наша семья переехала в  Соединённые Штаты Америки в 1980 году. Папа прожил в Америке 10 очень красивых лет, как в профессиональном, так и в семейном  плане. В этой стране у него родились 4 внука, которых он бесконечно любил.  Приехав в новую страну с минимальным знанием английского языка, уже через год Борис Давыдович получил место профессора математики в St. John’s Fisher College in Rochester NY, http://sjfc.edu/, где он проработал почти 10 славных лет. До сих пор я встречаю его бывших студентов, которые его помнят и любят так же, как его русские ученики. Здесь, на американской земле он получил полное признание и занял своё место прекрасного учителя и любимца у студентов и коллег. Им были совершены многочисленные поездки на международные конференции, одна из них мне запомнилась больше всего: выступление на всемирном конгрессе математиков в Будапеште в 1988 году. Неожиданно он встретился с бывшими московскими коллегами, конечно было о чём поговорить и что вспомнить! Он с таким восторгом и теплом рассказывал об этих встречах, папа же был очень общительным и эмоциональным человеком!

 Ещё хочется вспомнить то знаменательное событие, когда студенты номинировали Бориса Давыдовича  на звание лучшего преподавателя года, и он был избран таковым. Колледж очень широко и красиво отметил это событие, ведь важно то, что его выбрали студенты. И главное, что он всегда умел находить общий язык с людьми, даже когда этот язык был не родным.

 В американских вузах есть такое понятие, как  Office Hours, то есть те официальные дополнительные часы, которые профессор уделяет студентам, нуждающимся в помощи, или отвечает на их вопросы по предмету.  У папы таких часов не было: если он был в кабинете, значит, к нему можно было зайти всегда, it was ok!

 Он ушёл из жизни совсем молодым, 9-го Декабря 1990 года. На последнем поприще Бориса Давыдовича  помнят как русского профессора, который находил ключ к сердцу каждого студента, стремящегося увидеть и познать красоту математики. Зная немного американскую систему образования, я думаю, что он внёс новое дыхание настоящего учителя, новую культуру обучения, которую приняли и взяли на вооружение следующие поколения профессоров.  Бориса Давыдовича там помнят как русского преподавателя, который не щадил себя и делал всё возможное и даже больше, чтобы быть всегда на лекциях, независимо от состояния здоровья. Когда он был очень серьёзно болен, он понимал, что нужен людям, что его ждут…. и вопреки всему не отменял лекции.

В память about  Professor Boris Rakover, установлена стипендия для особенно талантливых и одарённых детей в математике.  А это значит, что о нём будут знать, и его будут помнить люди на протяжении многих будущих  лет.

 Папа мог ещё жить и жить, работать и делать счастливыми многих людей. Он мог ещё много лет наслаждаться семьёй, новым растущим поколением внуков и дарить им те знания и уроки жизни, которые он так красиво преподносил своим ученикам и своим детям, мне и моему брату Давиду.

 В одном из писем, Миша Назаров очень хорошо сказал о Борисе Давыдовиче:

 Как свет далекой звезды уже погасшей, продолжает еще долгие годы светить, так и память о Борисе Давыдовиче сохранится в наших сердцах, пока мы живы.

А от себя хочу добавить, что я очень благодарна вам всем, его ученикам, которые столько лет спустя его помнят и любят. Спасибо вам за это.

 Анна Раковер

azhelezn@rochester.rr.com

(skype: annabz4)

 10 Февраля, 2011

ДИССЕРТАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА 

Троекратное «ура» прозвучало после звонка на урок в классе, едва через порог шагнул учитель. Вопреки правилам школьного распорядка, это шумное проявление чувств не вызвало никаких нареканий.

Таким дружным приветствием десятый «В» Кишиневской средней школы №34 имени Н.Островского встретил своего классного руководителя Б.Д. Раковера, преподавателя математики, вернувшегося после защиты в Москве  диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Конечно, у каждого диссертанта в ответственный день защиты всегда находится немало сопереживающих – друзей, близких, товарищей по работе. Но, пожалуй, не каждый может похвастаться таким количеством болельщиков. К сотням учеников, выпускников, коллег учителя из Кишинева присоединилась большая группа бывших его воспитанников, ныне студентов московских вузов. Они явились в научно-исследовательский институт общего и политехнического образования Академии педагогических наук СССР, где проходила защита, и первыми поздравили его с блестящей победой – ни одного «черного шара».

Научное исследование Б.Д. Раковера целиком построено на педагогическом опыте 34 школы, где математические классы, созданные по его инициативе шесть лет назад, пользуются славой кузницы юных математиков. Почти все выпускники – более 90 процентов – поступили в вузы и избрали физико-математические специальности. Сейчас здесь 4 класса с углубленным изучением математики — 120 девятиклассников и десятиклассников.

Диссертация «Алгоритмические аспекты в обучении математики» — принципиальное исследование. За профессиональной формулировкой ее названия кроется стройная система новых форм и методов обучения. Автор впервые в школьной практике разработал и применил новую методику решения однотипных задач с помощью алгоритмов – системы правил для последовательного решения математических вопросов. В официальных отзывах на диссертацию школьного педагога красной нитью проходит мысль: разработанная им алгоритмическая схема способствует развитию творческих способностей и памяти учащихся, последовательного логического мышления, приобретению глубоких математических знаний старшеклассниками.

В математике, которую порой считают сухой и даже скучной, Борис Давыдович видит изящество, красоту, поэзию. И такое видение он умеет передавать своим питомцам. А «золотым ключиком» к этому ему служит большой педагогический такт, блестящее владение предметом. У нас не объясняют параграфы, а преподают науку, говорят ребята.

Известно, что математика неразлучна с физикой, которой в разной степени одержимы ученики этих классов и преподавание которой поставлено здесь с равной серьезностью. В школе работают клубы юных математиков и физиков. На заседаниях ребята решают сложные задачи, выступают с сообщениями, содержащими элементы исследований. У школы – давний и тесный контакт с Институтом математики, с Вычислительным центром Академии наук МССР. Ученые М. Бушко-Жук и В. Фесенко шефствуют над школьным математическим клубом – читают здесь лекции, предлагают ребятам темы реферативных исследований.

Математические классы занимаются по сложной программе, разработанной в Академии педагогических наук СССР. Математике и физике отводится  в них почти вдвое больше часов, чем в обычной школе. И стабильных учебников здесь не увидишь. Отличная математическая закалка, даваемая школой,  ежегодно приносит ей призы всесоюзных и республиканских олимпиад по математике и физике.

Казалось бы, нагрузка велика, задания сложны и объемисты – учащиеся должны уставать куда больше обычного. И вот неожиданный аспект диссертации: среди материалов 5-ого Международного конгресса школьной и университетской гигиены в Праге опубликована, написанная Б.Д. Раковером совместно с кандидатом медицинских наук Т.С. Криворучко работа «Функциональное состояние организма и профилактика утомления учащихся старших классов математического профиля». Как показали обследования, утомляемость на уроках в этих классах значительно ниже, чем в обычных условиях. Урок здесь становится коллективным творчеством увлеченных, живой дискуссией,  в которой участвуют все. Звонок на перемену, по словам самих учащихся, всегда неприятная неожиданность.

Р. Захарова, Корр. АТЕМ

Кишинев, 1964

 

Кишинев, 1964

Борис Давидович Раковер — Профессор математики и информатики в коледже St. John Fisher, Рочестер, США

BDR was full professor of Mathematics and Computer Science. He also taught graduate level courses in the Business Management School of SJFC (St. John Fisher colleage)

Борис Давидович Раковер с коллегами на торжественной церемонии, посвященной защите дипломов

May 20th, 1984 – St. John’s Fisher College , Graduation Ceremony. BDR walks with the staff co-workers, traditionally students follow the teaching staff.

Борис Давидович Раковер с женой Риммой, Рочестер, США, 1985

Boris and Rimma, 1985, Rochester NY

В день свадьбы старшего сына Давида. Элеонора, Давид и Борис Давидович Раковер, 1978 (Из семейного альбома Анны Раковер)

October 15th, 1978. My brother’s David wedding. David, Eleonora and Dad

Борис Давидович  с дочкой Аней в день ее свадьбы

November 27th, 1982 – Anna wedding day

 Наши воспоминания

«В нашем выпуске 75 человек, и все без исключения помнят и любят основателя математических классов в нашей школе, замечательного и талантливого педагога – Бориса Давидовича Раковера! Эрудит, человек щедрой души, безгранично влюбленный в математику, он привил многим из нас любовь к своему предмету на всю жизнь. А главное, он всех нас научил учиться!

Мне хочется открыть эту тему в память о любимом Учителе и попросить всех, кто знал Б.Д., поделиться своими воспоминаниями.

Прошло уже почти 50 лет, но я до сих пор помню, как ласково светились его глаза, как он радовался, когда нам удавалось решить какую-нибудь задачку, когда мы могли оценить красоту формулы и полюбить математику так, как любил ее он! У каждого, кто знал Б.Д. остались свои личные воспоминания и впечатления, может быть у кого-то сохранились фото тех лет. Вспомните эпизоды своей школьной жизни, связанные с Б.Д. и поделитесь на этом сайте своими воспоминаниями. Общими усилиями мы по крупицам соберем материал и поможем  Ане Раковер, написать книгу об отце. Некоторые фото из своего семейного альбома Аня любезно нам предоставила для размещения на нашем сайте»

 Михаил Назаров

 «Борис Давидович был таким  преподавателем, что если в чем я и была уверена после окончания школы, то это в знании математики. И как показала жизнь, не без основания. Но хочу сказать, что Борис Давидович относился к нам по существу отечески, внимательно и уважительно, при сохранении дистанции. Он нас видел! и даже тогда я об этом догадывалась. Посему и сохранилось на всю жизнь теплое чувство.  Он вроде даже был нашим классным руководителем одно время, когда ЕП Трачевская стала завучем. Но никаких нотаций, мероприятий не помню. А вот на наше сборище с застольем и вином БД вдруг пришел, спокойно-вежливо посидел с нами не долго, попрощался и ушел. Было ясно, что проверял, но как!  Не помню, чтобы кто-нибудь другой  вплотную заинтересовался нашей внеклассной жизнью»

 Ольга Шехованова

«Я помню Бориса Давидовича-человека необычного, который многим из нас, его учеников, дал путёвку в жизнь. Он ехал в Москву пробивать маткласс в нашей школе. Помню, он в шутку предлагал желающим остаться на второй год, чтобы учиться в матклассе, который открыли на год позже. Но я считаю, что с такими учителями, как Борис Давидович и Семён Александрович, официально или нет, мы всё равно что учились в матклассе. Борис Давидович, действительно, любил свою работу. Как сейчас помню его восхищения: «Какая красивая задача!» и предупреждение: «Бойтесь добреньких учителей.»  Светлая ему память!»

 Жанна Коренштейн

Елизавета Васильевна Кирилюк

 1964,  Кишинев. Елизавета Васильевна -классный руководитель 10″в» класса

Преподаватель истории. Классный руководитель. Отличник народного образования МССР

Родилась в 1929 году в Григориополе. В 1953году закончила исторический факультет Кишиневского Государственного Университета.

В нашей школе работала с 1955 года.

Вот как говорит об этом времени сама Елизавета Васильевна: «Коллектив школы был молодым, творческим и работать было интересно и ответственно.» Елизавета Васильевна рассказывает о коллегах-учителях и о каждом находит добрые слова, отмечает высокий профессионализм. Говорит, что Б.А. Артамонов был легендарной личностью. Вспоминает, как Б.Д. Раковер организовал математический класс, как благодаря хлопотам многолетнего директора Т.А. Подгайной был построен новый корпус школы.

Говорит о выпускниках школы, которых помнит и которыми гордится. Елизавета Васильевна  много лет была классным руководителем и выпустила шесть выпусков. Дети ее учеников тоже учились у нее.

Нам она преподавала «всю историю» с 5-го по 11-й классы и обществоведение.

Всего же ей пришлось преподавать: Историю СССР, Историю России, Всеобщую историю, Историю Румынии, Обществоведение, Философию, Психологию, Граждановедение.

Елизавета Васильевна  говорит, что сама постоянно училась. В Педагогической академии в Москве, на многих курсах повышения квалификации в Кишиневе.

В 70-у годы Елизавета Васильевна руководила созданием школьного Музея боевой и трудовой славы. В музее были представлены материалы о 94-й дивизии, в которой служила Подгайная Тамара Алексеевна, директор школы. Большая часть музея была посвящена герою Великой Отечественной Войны, учителю нашей школы Артамонову Борису Александровичу. Каждый год в день памяти Б.А. Артамонова Елизавета Васильевна водила школьников на его могилу, поддерживала память о нем…

Муж Елизавета Васильевна, Кирилюк Павел Максимович, участник Великой Отечественной Войны. Ушел на фронт добровольцем, был во фронтовой разведке. На Таманском полуострове тяжело ранен. После войны закончил филологический факультет Кишиневского Государственного Университета. Стал школьным учителем, директором 56-й кишиневской школы. Они вырастили троих детей.

Елизавета Васильевна  проработала в нашей школе 55 лет и закончила свой трудовой путь в возрасте 81-го года!!!

Ее слова: «Думаю, что давало мне силы так долго работать? Любовь к детям. По моему мнению, дети — лучшие из людей!»

1948, Кишинев.  Е.В. Кирилюк — студентка КГУ

 

 Павел Максимович и Елизавета Васильевна Кирилюк в 1955 году.

Kov003

 

 «Три учительницы»  ЕВ Кирилюк, КМ Гольденберг, ТА Подгайная. 2-го января 1960-го года в актовом зале школы. Наверно рассказывают что-то интересное про нас.

Кишинев, Пушкинский парк. Учителя 34 школы. 5 слева — Елизавета Васильевна

 Кишинев, 1999. Елизавета Васильевна с Валерием Ветровым

 Кишинев, 1999

Кишинев, 7 сентября 2011. Елизавета Васильевна с дочерью Светланой

pic002

pic001

Кишинев 2013.

pic003

pic004

pic005

Людмила Юдина, Владимир Загороднюк, Елизавета Васильевна, Михаил Назаров и Кеся Лапшина

Кишинев, 2015

Из воспоминаний

     Елизавета Васильевна первая из учителей в силу своей профессии историка рассказывала нам о политических событиях, очень любила, когда мы проявляли интерес к этим событиям, задавали вопросы. Ведь это она должна была объяснять нам и про 22-ой антисталинский съезд КПСС, и про вынос Сталина из Мавзолея, и про разногласия с Китаем, которые начали  открыто обсуждаться, когда мы были в старших классах. Если я ничего не путаю, одноклассники в 11-ом классе, когда (и которые) не были готовы к урокам истории, просили меня «завести» «Елизавету» (естественное сокращение – клички у Е.В., по-моему, не было) насчет Китая. Историю я очень любил (и люблю). Е.В. это чувствовала, ей, наверное, было приятно, что ее предмет любят. Самой дорогой похвалой за все школьные годы, полученной мною от учителей в школе были ее слова, когда я пришел сдавать ей зачет – «Спроси меня, Гена, что хочешь». Я этим до сих пор горжусь.

     В 10-11 классах мы уже были почти взрослые и много о себе мнили. Ко многом учителям у нас были претензии, справедливые или нет – это другой вопрос. А вот Елизавета Васильевна запомнилась мне умной, спокойной,  знающей, доброжелательной. Красивой женщиной. Где-то даже аристократичной*). В прошлом году я был у нее – она по сути все та же.

 Евгений Вайншток

*)  Гена не ошибся.

По отцовской линии Елизавета Васильевна  происходит из дворянского рода Клюевских. Ее предок штабс-капитан из Курляндии служил в русской армии под руководством  Александра Васильевича Суворова. Участвовал в штурме крепости Измаил. За героизм был награжден грамотой за подписью Суворова и землями в районе города-крепости Бендеры.

       Впервые я увидела Елизавету Васильевну, когда она еще не учила нас истории.

Случилось это в городском летнем лагере, что устраивались для школьников, оставшихся на каникулы в городе. Этот был рядом с домом на родной Киевской угол Мещанской, за дощатым забором. Делать там было особенно нечего. Организованный отдых томил, хотелось домой. Время тянулось медленно.

     А на территории лагеря, чуть ли не на пеньке сидя, дежурила незнакомая учительница. Нездешняя красавица  с часиками на руке, но добрая на вид.  Я отважилась подойти  и спросить:«Сколько время?».

     Елизавета Васильевна, а это была она, посмотрела на меня ясным взором и ласково молвила: «Девочка, нужно спрашивать, Который час».      Чисто добрая волшебница, палочкой взмахнула.      Я ей сразу поверила и с тех пор только так и спрашиваю.

     С 5-го класса Елизавета Васильевна стала преподавать нам историю. Ну, с историей тогда все было ясно. А вот  Елизавета Васильевна удивляла. Была она всегда эталоном женской красоты и элегантности. Слушать ее спокойный голос и смотреть, как она ходит по классу было одно  удовольствие. Представить, что у нее есть семья, дети, бытовые заботы было трудно.

    Или вот помню, повели нас на экскурсию на мебельную фабрику. Рассказывали о прогрессивной технологии изготовления мебели из древесностружечных плит, облагороженных шпоном ценных пород дерева. Все было ясно. Удивляло одно, что вопросы технологу задавала наша «историчка»! Она внимательно слушала ответы, рассматривала образцы шпона и еще что-то уточняла..

  Думаю, я, будущий инженер, только потому  весь этот шпон и запомнила.

Ольга Шехованова (Уварова) 

О Елизавете Васильевне, истории и обществоведении

В Елизавету Васильевну (в дальнейшем Е.В.) были влюблены, наверно, все мальчики нашего выпуска, и я не являюсь исключением. Посмотрите на ее фотографию, и вы убедитесь в этом сами! Умная, красивая, эрудированная, добрая,  и все это о ней, о нашей учительнице истории и обществоведения. Уже много лет спустя, когда мы собирались школьными компаниями, мы часто вспоминали какие-нибудь забавные истории давно минувших дней.  Я помню историю, которую рассказал нам Коля Мордовский о Е.В. Когда-то он нашкодил, и Е.В. в сердцах сказала при всех: «Какую змею я пригрела на своей груди!». Естественная реакция на такую реплику – это расстроиться или даже обидеться. Но Коля был просто счастлив, он сиял, и не скрывал своей радости. Оказывается, он просто представил (не важно в каком образе), как Е.В. согревает его на своей груди!  И ему было хорошо от таких мыслей!

Если отношение к истории, как предмету, у меня  постоянно менялось в довольно широком диапазоне (от равнодушия в начальных классах, до явной антипатии, правда, это было уже в Университете, и до всплесков любви в зрелые годы), то отношение к Е.В., как к преподавателю и человеку, оставалось и остается неизменным до сих пор. Нам очень повезло с нашими учителями,  и Е.В. входит, безусловно, в когорту самых любимых, как и Борис Давидович, Семен Александрович, Клара Мойсеевна, Виктор Федорович и еще многие другие, о которых мы вспомним и расскажем на нашем сайте.

А теперь я хочу поделиться своими мыслями об истории и таком неоднозначном отношении к ней. Надеюсь, Е.В. на меня за это не обидится. Честно сознаюсь, к урокам я готовился постоянно, учебник прочитывал добросовестно, и свои заслуженные пятерки получал регулярно. Но особой любви при этом не испытывал, т.е. был достаточно равнодушен, как впрочем, и к другим гуманитарным предметам. То ли дело было радоваться и наслаждаться красивой формулой в математике или получать удовольствие от уравнений и законов физики. Здесь все было понятно, логично и красиво! Скорее всего, такое отношение к истории было на каком-то подсознательном уровне, а прозрение и объяснение этому пришло значительно позже. Подумайте сами, почему мы можем даже сегодня изучать законы Ньютона по «Математическим началам натуральной философии», написанной самим Ньютоном более 300 лет тому назад. Очень просто – потому что они не меняются. И теорема Пифагора времени не подвластна, и 2х2=4 было, есть и всегда будет! А учебники истории переписываются каждые 5 или 10 лет. Что это за наука, которая постоянно меняется (не развивается, а именно меняется)? То, что вчера было черным, сегодня стало белым, и наоборот. Прошел очередной съезд партии, и переписали заново историю. Победа или переломный момент в Великой Отечественной войне произошел во время Сталинградской битвы, а не на «малой земле». Именно Сталинградской битвы, а не битвы на Волге. Почему-то французы не торопятся переименовывать Сталинградский бульвар в Париже в проспект Волгограда. А сколько у нас за это время поменялось названий? Где теперь город Жданов? А разве только вчера мы узнали о том, как вел себя Жданов в блокадном Ленинграде? А где площадь и памятник Дзержинскому в Москве? Таких примеров тысячи, а ведь это наша история, хорошая она или плохая. Не успеваешь следить, где правда, а где ложь. Почему от нас все скрывают в архивах КГБ, и о многих вещах, о которых должны были знать раньше, узнаем только сейчас из передач Сванидзе или из других рассекреченных источников. Когда я поездил по миру, и посмотрел на многие вещи своими глазами, убедился, что в других странах многие события трактуют совершенно иначе, чем в наших учебниках истории. Как говорят в Одессе – это две большие разницы! Примеров тому много. В частности,  проработав 8 лет в Корее, я узнал о корейской войне 1950-1953 гг. совсем другое, а не то, чему нас учили наши учебники. И совсем не то, что провозглашал наш уважаемый Никита Сергеевич. Значит, нас просто обманывали, а зачем? Теперь вы понимаете, почему у меня такое неоднозначное, а порой и резко отрицательное отношение к истории. И к обществоведению тоже. Вспомните песенку Юлия Кима о преподавателе обществоведения, и все станет на свои места. «Я все общество ведаю, ведаю, а оно заведует мной!». Надоело.

Ну, и, наконец, подошло время высказаться в какие моменты и за что я полюбил историю. Это произошло много лет назад, а точнее в 1980 году, когда я работал в Алжире. Во время зимних каникул мы поехали путешествовать по Сахаре. Кругом песок, один песок. И вдруг пред нами, как во сне, открылся древнеримский город Тимгад.  Именно город со всеми его атрибутами – дома, улицы, триумфальная арка, построенная в честь императора Траяна, Капитолий, термы, форум, театр, мраморные колонны и даже публичный дом с соответствующей символикой. А на мощеных улицах остались следы колесниц, глубоко врезавшиеся в камень. Все это можно было потрогать своим руками и как бы приобщиться к истории. Помню, тогда это произвело на меня такое сильное впечатление, что захотелось перечитать историю заново. И читал я ее уже не по учебникам, а по многочисленным книгам, так как интересно было узнать, как можно больше. Те же чувства сопричастности с историей я испытал в Риме у Колизея, у Тадж-Махала в Индии, и много где еще. Т.е., чтобы ее полюбить – надо с ней соприкоснуться, во всяком случае, у меня так получилось. А  вторым фактором, изменившим мое отношение к истории, явились книги, написанные математиком академиком РАН Анатолием Фоменко под общим названием «Новая хронология». Кстати, этот термин «Хронология» вместо истории предлагал ввести еще И. Ньютон. Мы должны знать точно время и факты, которые имели место быть, и не навязывать при этом свои суждения и трактовку, тогда и не надо будет переписывать постоянно историю! Пусть эти книги неоднозначно воспринимаются сегодня обществом, но они интересны, и в основе истории, или как Фоменко ее называет «хронологии» используются многие астрономические, физические и математические модели, которые по рассчитанным солнечным или лунным затмениям и другим, достоверно установленным фактам, пересматривают многие даты.

Об этом я думаю, мы скоро поспорим при встрече с Е.В., а в заключение, мне хочется поделиться своими впечатлениями об уроке Е.В., на который она меня пригласила в один из моих краткосрочных визитов в Кишинев четыре года тому назад.

Урок проходил в новом здании школы. Я предварительно поинтересовался в учительской, как мне найти кабинет истории. Учителя (в основном учительницы), которым было на вид лет так 45, мне популярно объяснили, как найти нужный кабинет, а потом поинтересовались, собственно, кто я такой и зачем разыскиваю Е.В. Когда я им объяснил, что я ее бывший ученик, и она меня учила истории примерно 50 лет тому назад, когда их еще в проекте не было – это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Они стояли с открытым ртом и долго пытались переварить и осмыслить сказанное. А Е.В. встретила меня с улыбкой, очень радушно, представила меня классу, объяснив, что это не проверка (дети до сих пор боятся всяких внеплановых проверок), а просто один из ее бывших учеников. Урок был в 6 классе, я сидел за последней партой, слушал внимательно тот же голос моей любимой учительницы, те же интонации, тот же блеск в глазах, когда она рассказывает, что-то интересное,  а класс молча внемлет. Дисциплина идеальная. Я оценивал урок не только с точки зрения ученика, но и у меня самого уже за плечами 30 лет педагогического стажа, и поверьте, так владеть аудиторией не каждому дано. А когда пошли вопросы и буквально лес рук, некоторые даже подпрыгивали – спросите меня, можно мне добавить, мне тоже захотелось поднять руку, настолько было интересно.

Вот такая замечательная у нас учительница — Е.В., 50 лет тому назад и сегодня!

 Михаил Назаров

 

Гольденберг Клара Мойсеевна.

Преподаватель английского языка. Отличник народного образования МССР.

 Родилась в 1931 г. в Бессарабии, около города Белгород-Днестровский (б. Аккерман).

Закончила факультет иностранного языка Кишиневского Педагогического института в 1954 году.  Примечательно, что Кларе Мойсеевне довелось учиться в институте, когда он еще находился в здании на ул. Островского, куда позднее переехала наша школа.

После окончания института  была оставлена на кафедре для преподавательской  работы.

Но вскоре факультет был переведен в г. Бельцы и молодой преподаватель поступил в школу №34 учителем… французского языка.  К счастью, это было время возрастающей популярности английского. Завуч школы В.С. Кульчицкий принял  мудрое решение сделать школу преимущественно «английской» (тем более, что учитель уже имелся), и сумел этого добиться.

Так Клара Мойсеевна стала преподавать в нашей школе свой любимый английский язык.

Придя к нам впервые, она поразила нас, советских детей словами: «Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык». Многие ей тогда не поверили, а зря.

Ученики Клары Мойсеевны становились победителями и призёрами городских и республиканских олимпиад по английскому языку.  Некоторые успешно продолжали обучение на факультетах иностранных языков   В течение многих лет, Клара Мойсеевна вела практику у  будущих учителей английского языка — студентов Кишиневского Университета.  Для многих знания, полученные у Клары Мойсеевны, стали хорошей базой для адаптации к новой  жизни.

В нашей школе Клара Мойсеевна  проработала 25 лет.

С 1991 года Клара Мойсеевна живет в Нью-Йорке с мужем — Ремом Александровичем Бухманом, в прошлом школьным учителем химии и биологии. Их сын Александр, кандидат эономических наук. Он закончил математический класс нашей школы. В настоящее время, работает менеджером в финансовой корпорации в Нью Йорке.

. В США Клара Мойсеевна в качестве волонтёра преподавала английский язык вновь приехавшим эмигрантам и американцам, желавшим поступить в высшую школу для изучения русского языка и культуры.

До сих пор она получает благодарственные звонки от бывших учеников.

Урок английского языка в школе №34

Клара Мойсеевна, г.Кишинев

С мужем в Америке

 С мужем и сыном. Нью-Йорк, 2008

 

Дорогие мои дети!

Я, Клара Мойсеевна Гольденберг (Бухман, по мужу), помню и люблю Вас, т.к. вы были одними из лучших и первых моих выпускников. Помню, как я с некоторыми из вашего класса ездила на экскурсию в Киев, как мы подошли к кассе за билетами и договорились между собой говорить только по-английски, так чтобы нам побыстрее выдали билеты (а вот «куда» билеты — уже не помню). Помню, как мы ставили сцену Аукциона из «Хижины Дяди Тома» на английском языке для городского смотра художественной самодеятельности, и какой успех эта постановка имела. Помню и многое другое… Всё о вас вызывает во мне самые дорогие и приятные воспоминания лучших лет моей жизни, т.к. я любила свою работу, вас (хотя по молодости лет, старалась это не проявлять внешне). Я чрезмерно благодарна Оле за то, что она позвонила мне, рассказала о Мише Назарове, Гене Вайнштоке, Матковской и о себе. Я бы очень хотела услышать и хотя бы на фото увидеть вас всех. Пришлите, пожалуйста, ваши фотографии.

 

По многим причинам, больше писать не могу. Все воспоминания настолько трогают душу, что слёзы появляются на глазах.

 

Крепко вас всех прижимаю к сердцу и целую.

 

Всегда ваша,

Клара Мойсеевна.

 

 Наши воспоминания

Дорогая Клара Мойсеевна!  Спасибо Вам большое за азы английского, заложенные  в школе. Потом был английский в университете, в аспирантуре, стажировки за рубежом, но первые уроки и первые знания, которые Вы  нам дали, сохранятся в памяти на всю жизнь.

А Вашу постановку «Хижина дяди Тома» помнят, наверно, все ученики. Не могу утверждать точно, кого я играл, но отдельные моменты, как  меня намазали гуталином и мы пели на английском языке «Моя родная Индонезия» врезались в память очень глубоко!

Здоровья Вам на долгие годы и всего самого наилучшего!

Миша Назаров

   Клара Мойсеевна была требовательным учителем и ее уроков мы побаивались. Школьная программа изучения иностранного была довольно сложной. Много грамматики, переводов и минимум разговорной речи. В обыденной жизни  иностранный не звучал, «американизмов» не было. Нужно было удержать наше внимание и добиться результата.

Это была тяжелая работа и для нас и для учителя.

Но были и смешные моменты.  У нас в классе учился Миша Жванецкий (не главный сатирик, а его тезка). И вот переводя текст о рыбацком поселке, где мужчины уходили в море, а женщины оставались на берегу. Миша изрек: «Люди уходили в море, а женщины оставались на берегу». Клара Мойсеевна рассмеялась и сказала: « Ты даже не представляешь, Миша, как ты прав!»

А на сколько Клара Мойсеевна теплый человек и как по доброму к нам относится, я поняла уже окончив школу, так сказать, при сокращении дистанции.

Сейчас я иногда звоню ей. У нее молодой голос, светлый ум и неизменный юмор.

Ольга Шехованова

«Клара Мойсеевна, которой я особенно благодарна за её бескорыстные дополнительные занятия со мной, чтобы помочь мне освоить программу за 2 пропущенных года. Я ведь учила немецкий до 7-го класса в другой школе. С истинным удовольствием вспоминаю постановку «Хижина дяди Тома», которую К.М. готовила с нами. Kак мы репетировали, гримировались, наряжались — жаль что нет фотографий, зато осталась тёплая память на всю жизнь»

Жанна Коренштейн

Клара Моисеевна умела быть и мягкой и жесткой. А главное – умела переходить из одного состояния в другое очень быстро. В старших классах наши девочки (девушки!) уже могли на ее резкость ответить гордым   самоудалением из класса (не только, правда, с уроков Клары Моисеевны).

А еще был двоечник Толя Петров. Меня от пионерской организации, наверное, послали ему помогать в учебе. Мне запомнился его оригинальный прием запоминания написания английских слов – например, mother он запоминал, как «мотхеч». А Клару Моисеевну он боялся, как огня.

Евгений Вайншток

У Клары Мойсеевны в 11 классе в 1964 г. я училась всего две последние четверти учебного года. При переезде из Украины в Молдавию в выпускном классе мне пришлось очень нелегко… Помню ее строгость и требовательность на уроках. А вот после окончания школы в первый вечер встречи выпускников именно Клара Мойсеевна, узнав, что моя первая попытка поступить в Ленинградский медицинский не увенчалась успехом, очень тепло поддержала меня, пыталась поднять настроение. «Ты же пробовала свои силы в Ленинграде! Молодец, не унывай!- сказала она. И вот без малого 40 лет я не изменяю выбранной прфессии врача-педиатра.

Т.Февралева ( Тобина). 

12 Октября Клара Мойсеевна Гольденберг отмечает день рождения. В этом году ей исполняется 80 лет!

Дорогая Клара Мойсеевна!

Мы поздравляем Вас с Вашим славным юбилеем!

Мы помним и любим Вас!

Мы благодарны Вам за знания, которые очень пригодились многим из нас, а для некоторых стали жизненно важными. Мы помним и Вашу строгость и Ваш очаровательный юмор.

Когда мы были Вашими учениками, мы думали, что учим английский для того, чтобы Клара Мойсеевна не поставила нам двойки и не отчитала перед всем классом. Мы не могли представить, что настанет время, когда английский язык будет нужен нам. Но оно настало – это время, и знания, данные Вами, стали базой свободного владения языком для одних и спасительной соломинкой для других.

Спасибо Вам, Дорогая, за ваши честные и самоотверженные учительские усилия, за то, что часть Вашей кипящей энергии осталась с нами, за Вашу человеческую теплоту, заботу и внимание.

Будьте здоровы, живите долго. Вы нужны нам. Вы нужны Вашим близким и тысячам Ваших учеников по всему белому свету.

We all love you very much for many-many years!

Ваши ученики, выпускники 1964года

 

 24-го декабря 2011 года не стало Клары Мойсеевны. Она ушла от нас.

 Мы — это почти исчезнувшая было и вновь возродившаяся на сайте и по жизни общность выпускников школы №34 1964 года и наших учителей.
Клара Моисеевна написала нам на сайт очень хорошие и добрые слова.

Они останутся жить на нашем сайте. Останутся фото, наше поздравление с недавним юбилеем.

Останутся наши воспоминания!  И не только на сайте!
Спасибо Вам, Клара Мойсеевна, что Вы были в нашей юности!

Спасибо, что довелось встретиться с Вами через столько лет!

Спасибо, что Вы назвали нас дорогими детьми.

Простите нас, дорогая Клара Мойсеевна!  Нас есть за что прощать.
Как  жаль, что Вы ушли. Мы будем помнить Вас! Прощайте!

Who is on duty today? We are on duty today, dear our teacher!

От  имени выпускников,  Евгений Вайншток

Oceni jali, shto iz jizni yshla nasha Klara Moiseevna. Pysti zemlea ei bydet pyhom, vecnaia ei pameati. Spasibo ei za to ,shto ona bila y nas, za to shto dala nam.
Ia zapomnila nashu s nei poslednuu vstreciu v avtobuse. Eto ona uvidela menea i cerez vesi avtobus s krikom «Ritka» ,s siauscei ylibkoi probiralasi ko mne. Spasibo ei shto ona bila v nashei jizni. BUDU POMNITI EE VSEGDA.

Rita Kovalenko

Здравствуйте,

 От омени Саши хочу поблагодарить вас за такое красивое письмо. Я его прочитала Саше и его отцу, они были очень тронуты вашим вниманием и памятью. Мне тоже трудно поверить что Клары Моисеевны больше нет с нами, я её помню столько сколько помню себя, и когда уходят такие люди, с ними уходит часть нашего детства. Но это жизнь.

  Анна Раковер

 

 

Семен Александрович Зонис  

Молодой, красивый, изящный, умница! Семен Александрович Зонис. Наш учитель физики в старших классах и наш последний классный руководитель — после Елены Парфентьевны и Бориса Давидовича.

Я не помню, чтобы он когда -нибудь кричал. Я не очень любил физику и не очень ее понимал. Но Семеном Александровичем восхищался и слегка робел перед ним даже в 11-ом классе.

80 лет Семену Александровичу исполнилось в прошлом 2010 году. А родился он в Кишиневе в 1930 году. Присоединение Бессарабии к СССР он со своей семьей встретил в Каушанах, где его отец работал в местном отделении банка. Так что первые классы свои ин учился еще при румынской власти. В 1940 г. семья его вернулась в Кишинев, оттуда его отец ушел на фронт, а остальные поехали в эвакуацию сначала в Нальчик, а когда немцы подошли к Кавказу — в Армению. После войны вернулись в Кишинев, жили на Советском переулке (никогда не слышал о таком!). Кончил Семен Александрович 9-ую школу в 1949 г., и поступил потом в Кишиневский пединститут на физмат. После окончания института поработал учителем в Бельцах и Калараше, а с 1955 г., вернувшись в Кишинев, стал учителем физики в нашей школе, Отработал 25 лет, был вместе с Борисом Давидовичем одним из отцов -основателей физико-математических классов, был любимым учителем и человеком многих классов и выпусков, в т.ч. и нашего, который, честно говоря, помнит смутно. Конечно! После нас были еще 12 выпусков (так помнит Семен Александрович) самых умных ребят со всего Кишинева, которые выдерживали конкурсы для того, чтобы учиться у Бориса Давидовича и Семена Александровича и других наших любимых учителей.

В 1980 году Семен Александрович принял для себя решение уехать из Советского Союза. С 1981 г. он живет в Израиле. Там он тоже работал учителем физики, и тоже стал известным и уважаемым, и учил еще много лет до выхода на пенсию. В 1998 г. он случайно встретился с моим братом Юрой (выпуск 34-ой школы 1962 г.). С тех пор они регулярно встречаются, чаще вдвоем, а иногда и более широким составом — в Израиле живет теперь много выпускников нашей школы. На сайте 34-ой школы   https://sites.google.com/site/citypiclub/home, который создал выпускник нашей школы Рафаил Стекольщик, можно найти фотографии Семена Александровича с некоторыми выпускниками нашей школы, живущими в Израиле

Е. Вайншток

 Из воспоминаний

 

Как Семен Александрович укреплял дисциплину 

Мне вспомнился случай, который имел место быть в старших классах, когда Семен Александрович (С.А.) был нашим классным руководителем. Он не терпел разгильдяйства, непослушания, и всячески следил за дисциплиной. Особенно он не любил, когда опаздывали на его уроки. Слова не помогали, двойку за опоздание ставить нельзя — непедагогично, и он придумал хитрый ход. Опоздавший сразу от порога шел к доске решать задачу по физике. Как правило, предлагалась задача со звездочкой из Знаменского. Эти задачи были повышенной трудности, и схлопотать за нее двойку было очень легко. И оценка была вполне законной – не за опоздание, а за нерешенную задачу. Опаздывать было не в моей привычке, но ответный ход мне очень хотелось сделать. Помню, я  потратил много вечеров на решение задач, и перерешал почти все задачи со звездочками.  А потом выбрал удобный случай, подождал, когда С.А. войдет в класс, и опоздал на пару минут. Наказание последовало незамедлительно, и я сразу пошел к доске. Задачу решил правильно. Надо отдать должное, С.А. был строг, но справедлив! Поставил мне пятерку, несмотря на опоздание. Но мой ход конем он быстро разгадал, и перестал приглашать к доске, ну а я перестал опаздывать. Вот такая история была в 10 или 11 классе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Открытка с автографом С.А. Зониса.

М. Назаров

Израиль, 2011. Гена и Юра Вайнштоки с Семеном Александровичем

2011, Израиль. Интервью с Семеном Александровичем

2011. На набережной

С женой в ресторане

С дочкой Александрой

С.А. Зонис, Израиль 2012                         Фото Е.Вайнштока 

5 ноября 2015 ушел из жизни наш любимый Учитель Зонис Семен Александрович

 

Памяти Семена Александровича. Встреча учеников в городе Нетании.

6-го декабря 2015 года в 5 вечера мы должны были быть на кладбище в Нетании,

где ушедшему в мир иной 
нашему Учителю

через месяц после похорон

по обычаю

устанавливали памятник.

Мы с Юрой чуть не опоздали. Пробки, пробки, навигатор, выбирающий нелепую дорогу….. Мы успели в последние минуты, когда началось неспешное движение народа от памятника. От памятника, на котором надписи по-русски и на иврите; где лежали живые цветы по русскому обычаю и лежали камни по обычаю еврейскому.  Это все видно на фотографии.

Мы успели сказать несколько слов с Люсей, женой Семена Александровича и его дочерью Александрой, Алей. И договорились после кладбища заехать к ним домой, чтобы еще раз помянуть их мужа и отца и нашего учителя.

 Мы приехали с Юрой в ту же квартиру в Нетании, куда 10 лет тому назад привел меня мой брат, и где я через 40 лет встретился с тем же Семеном Александровичем, который выпустил нас в 1964 году в жизнь. Та же улыбка, тот же юмор, тот же напор. И ирония. Легко и сразу узнаваемый. Легко и сразу вовлекающий в разговор. Естественный, изящный, ироничный, добрый.

Мы снова почему-то были последними. Вокруг стола сидело человек 10-12 кроме Люси и Али. Сначала я понял, что все друг с другом знакомы, а через некоторое время стало ясно, что кроме родных здесь собрались ученики. Люди разных возрастов, которых Семен Александрович так же, как и нас, отправил в жизнь. В Кишиневе. Из 34-ой школы. Из тех самых физико-математических классов, которые составили славу нашей школе после того, как мы ее кончили.

После того, как подняли рюмки в память о Семене Александровиче, стали рассказывать, кто когда закончил, кому как помогал двигаться в науке, в жизни Учитель. Как он многим помог после их переезда в Израиль. Как становились из бывших учеников друзьями по жизни.

Мы тоже с Юрой рассказывали…. Мы там были самые старшие (старые???- нет!) из учеников. Я в том числе рассказал о нашем сайте, пригласил заходить туда и писать, что вспомнится. Показал сайт Люсе и Але, показал страницы, посвященные учителям и часть, посвященную Семену Александровичу. Люся была очень тронута. Она тут же попросила Алю, чтобы все, что у нас на сайте есть про Семена Александровича, было скопировано в отдельный файл, чтобы она смогла потом еще и еще раз смотреть, читать….

А потом Люся и Аля рассказали тем, кто не был в курсе, что любимым занятием Семена Александровича последние годы была живопись. Его картины висят в квартире. Его картинами иллюстрирована книга стихов его друга, который тоже был на кладбище и который подарил нам с Юрой по экземпляру. А начал он рисовать после того, как Аля, его единственная дочь, живущая в Штатах, круто поменяв свою жизнь, стала профессиональным художником.

Я попросил Алю заходить к нам на сайт, и если будет настроение, написать нам что-нибудь туда про своего отца. Попросил разрешения поместить картины Семена Александровича на наш сайт. И дать нам возможность посмотреть ее работы. И Аля мне легко дала свою карточку, где есть адрес ее личного сайта  www.alexzonisart.com    и ссылку на сайт, где есть много картин Семена Александровича.

Вот эти ссылки: https://shimonzonisart.wordpress.com/
https://www.facebook.com/AlexZonisFineArt/ 

Удивительно, как много в живописи Семена Александровича пейзажей средней полосы России. Или, может быть, Прибалтики?! А Алина живопись мне по настоящему понравилась. И запомнилась, что не часто бывает – запоминающаяся оригинальная и очень профессиональная, сугубо реалистическая и явно символическая. Так мне кажется. Так мне нравится.

Прощались потом и обещали Люсе приходить, приезжать. Она замечательная женщина. Тоже Учитель. Ей будет очень нелегко без Семена. Жизнь……C”est la vie….

Евгений Вайншток

1

3

4

2

Наши соболезнования:

Человеку по своей природе свойственно так жить, что, как он уверен, вечно с ним будут его друзья, братья, сёстры, его МАМА. И ещё его любимые незабываемые учителя. Но это не так, проходит жизнь, проходит, когда-то всё! А что остаётся?  Остаётся память — вечная непредающая память!
В эти дни ушёл из жизни наш любимый учитель и друг! Помним и скорбим! Прощай мой непревзойдённый Учитель, заставивший поверить в себя меня молодого мальчишку и определивший мою жизненную профессию. Вы не боялись заставить меня полюбить чудный МИР ФИЗИКИ, Вы научили меня не бояться задач со «звёздочками». Много их было решено — и это Ваша заслуга.
Ваш искромётный юмор и обаяние дополнялись высочайшим педагогическим мастерством. У меня у самого были десятки учеников и помогало их учить воспоминание о моих с Вами школьных годах.
Я преклоняюсь перед Вашей памятью и глубоко скорблю в эти дни!! Ваша частичка навсегда в Ваших учениках!

Валерий Ветров

 

Замечательный был человек. Вечная память в наших сердцах

Любовь Нестеренко (Евдокимова)

 

Даже самые сильные не вечны.  Обидно…

Только в нашей памяти Сэм будет жив и любим навсегда.

Жанна Коренштейн (Герасименко)

 

Светлая память нашему незабываемому Семену Александровичу!

Татьяна Февралева (Тобина)

 

Горькая весть. Скорбим и будем помнить.

Семен Александрович — наш классный руководитель. Яркая личность, его не забыть! И память о нем светлая!

Ольга Шехованова (Уварова)

 

Помним, скорбим, соболезнуем родным и близким.

Татьяна Ефимова

 

Мне очень жаль, он принял участие и оказал влияние на всех нас. Ушла часть нас.

Олег Новиков

 

А я надеялся увидеть Семена Александровича в конце ноября, когда, спустя два года, снова поеду в Израиль.
Грустно……..

Гена Вайншток

 

Он действительно был КЛАССНЫМ учителем. Царство ему небесное

Валерий Руденко

 

Скорбим, вечная память нашему любимому Учителю

Михаил Назаров

 

Вечная память!

Изя Нутов

 

Мы теперь уходим понемногу,

в ту страну, где тишь и благодать.

Может быть и скоро мне в дорогу,

Бренные пожитки собирать…………..

……………………………………..

Знаю я, что не растут там чащи,

не звенит лебяжьей шеей рожь.

Потому, пред сонмом уходящих

я всегда испытываю дрожь.

………………………………….

ОТ  ТОГО  И  ДОРОГИ  МНЕ  ЛЮДИ,

ЧТО ЖИВУТ СО МНОЮ  НА  ЗЕМЛЕ.

Сергей Михайлович Щербак.

Виктор Федорович Синкевич 

Виктор Федорович, наш учитель физкультуры, привлек меня к занятиям гимнастикой в ДЮСШ, что находилась во дворе нашей 34-й школы. А там я уже приобщился и к другим видам спорта. К окончанию школы я выполнил нормативы спортивных разрядов по нескольким видам спорта, а по подводному плаванию  Кандидата в мастера спорта.  Считаю, что спорт воспитывал меня и формировал мое мировосприятие.  За это внимание и участие в моей жизни я и благодарен Виктору Федоровичу Синкевичу.

Леня Коваленко

 

Нина Ивановна Иванова 

 

Иванова Нина Ивановна учитель начальных классов. В 1953 году приняла первый класс «б».

Родилась в 1907 году в селе Калинино. Кировской обл. Вятской губернии.

Окончила школу второй ступени В 1926 году и Высшую школу ВЦСПС в 1945 году. Член КПСС.

Работала учителем в Кировской области. После окончания ВШ ВЦСПС инструктором.

В нашей школе работала с 1951 года.

Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.» и  Орденом » Знак Почета»

     Нина Ивановна Иванова, наша первая учительница, была худощава с тонким выразительным лицом, в темной строгой одежде. Она жила в одном доме с нашей семьей. Но как соседку я ее видела мало, т.к. вход в ее квартиру был с улицы, с парадного  подъезда, а в нашу под арку со двора. Нина Ивановна во двор заходила не часто. Позвать племянницу Лилю домой или подобрать очередного котенка. Котят в наш двор подкидывали во множестве. Летом мы с ними играли, кормили. Некоторых кто-то брал к себе «насовсем». Но к осенним холодам всегда оставались «бесхозные». Вот этих бедолаг уже пристраивала Нина Ивановна, а , совсем невостребованных , забирала жить к себе.

   Однажды она показала фото себя прежней, с мужем. К нашему удивлению, оба они были красивые, ясноглазые и очень молодые.

   Но муж Нины Ивановны давно погиб. Она одна поднимала троих  детей своей сестры.

 Младшая девочка-Лиля еще жила с ней и училась  в нашей же школе. Она, единственная из всей школы, приходила на торжественную линейку 1-го сентября в черном переднике. Нина Ивановна не разрешала «наряжаться» в белый т.к. 1-е сентября — день рабочий».

  Она вообще была строга. Не любила бюрократию и всяких начальников. Взглядов своих от нас не скрывала. С провинившимися учениками могла быть строга,  до чрезмерности. С хорошими- добра без фамильярности.

   Такой я запомнила Нину Ивановну в наши школьные годы.

   А вот встреча нашего класса по поводу 20-тилетия окончания школы. 1984-й год. Мы собрались в классной комнате. Вместе с учителями расселись за парты. А Нина Ивановна с учительского места стала рассказывать о своей молодости. О своем раннем учительстве, о работе в сельском комсомольском активе. Без пафоса, с юмором.

    Мне запомнился рассказ, как их комсомольское собрание попало под обстрел идеологических противников. Пришлось, спасая жизнь, упасть на землю и затаиться под пулями. Посмеиваясь, Нина Ивановна говорила, что ей не было страшно, потому что мысли были заняты новой плюшевой жакеткой, пострадавшей от падения на  грязную землю.

   Я с изумлением слушала  рассказ о молодой, очень тяжелой и радостной жизни.  Шутливый урок превращался в  урок истории и жизненной стойкости…

   Для нас это был самый последний урок нашей первой учительницы.

Ольга Уварова (Шехованова)

Аннета Исааковна Острицкая

 

     Острицкая Аннета ( Этя) Исааковна учитель начальных классов. В 1953 году приняла первый класс «в» Родилась в  1909 г. в г.Тирасполь  Херсонской губернии. Член КПСС. Окончила 4-х годичный педагогический техникум
В школе №34 г.Кишинева работала с 1953 года.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. и медалью «За трудовую доблесть»

Kov006

Сидят Ольга Коваленко, Аннета Исааковна Острицкая, Клавдия Розентул, стоит Дора Нутова

«Таких учителей, как Аннета Исааковна, теперь, наверное, уже нет. Со слов родителей знаю, что вся ее семья погибла во время войны. Она была нам и мамой и папой, возилась с каждым учеником. Мы, ее ученики, стали ее семьей. Большую часть дня она проводила в школе. Пока проверяла наши тетрадки после уроков, умудрялась еще и с отстающими ребятами позаниматься.  С бесконечным терпением и упорством она могла  многократно объяснять непонятый ими материал. У Аннеты Исааковны хватало тепла для всех нас. Она осталась в памяти, как светлый, добрый, прекрасный ЧЕЛОВЕК.»

Рита Коваленко

 

Елена Парфентьевна Трачевская 

 

   Трачевская Елена Парфентьевна. Преподаватель русского языка и литературы.

Классный руководитель класса «б».   Завуч старших классов.

Родилась в 1914году в г. Ананьев, Одесской области. Окончила Тираспольский пединститут. «Заслуженный учитель МССР».
В нашей школе работала с « после войны» и до 1970-го года.

Воспитала двух сыновей, которые в наши школьные годы были уже взрослые. Потом стали успешными инженерами, директорами больших кишиневских предприятий.

Елена Парфентьевна была хорошим учителем и очень умелым педагогом, особенно в те годы, когда была нашим классным. Осталось в ощущениях, что когда Нина Ивановна нас ей передала, это было, как при переходе из детского сада в первый класс — возрастной скачок, что ли, из детей в подростки. Я помню, что стало как-то сразу интереснее, она вкладывала в нас душу и находила отклик. Она нас начала вводить постепенно во взрослую жизнь, делала это от всего сердца, умело, и, выкладываясь, как мне сейчас кажется, на все сто, без халтуры,  и очень заинтересованно, искренне желая сделать из нас хороших людей. Эти ощущения, конечно,  всплывают сейчас через много-много лет. Интересно, что мы могли сказать об «Еленушке» после 8-го класса, сразу после школы?

Евгений Вайншток

1.09.1967

Борис Давыдович, Елена Парфентьевна и Семен Александрович 1.09.1967

Умная, острая на язык, находчивая.  Умело держала в руках наш большой  и очень разношерстный класс. Была настоящим профессионалом. Человеком активным, деятельным, выдумщицей. Уроки ее проходили живо, без расслабления. Класс наш под руководством Елены Парфентьевны был одним из лучших. Наши поездки в Крым, Ленинград, Москву, Киев, вероятно, ее заслуга.

В 6-ом классе я «проболела» важные темы по русскому языку. Никакого беспокойства у меня это не вызвало — я хорошо училась. Но Елена Парфентьевна распорядилась приходить к ней домой на дополнительные занятия. Кропотливо и тщательно она преподала мне труднейшие темы. Ни о какой оплате ни разговоров ни даже мыслей, естественно, не было.

Когда В.И.Кульчицкий перешел в другую школу, Елена Парфентьевна стала завучем, но свои предметы вела у нас до конца нашего обучения. И оставалось чувство, что мы по-прежнему немного ее. Потом у нас были другие классные руководители. Прекрасные учителя и интересные люди, личности, много давшие нашей юности. Но вначале нашего взросления рядом была Елена Парфентьевна Трачевская, «Елена»!! Низкий ей поклон!

Ольга Уварова (Шехованова)

 

Челита Исаковна Шевелькина  

 

Шевелькина Челита (Шела) Исаковна. Преподаватель швейного дела.

Родилась в 1930 году в г Галац в Румынии. Окончила Ташкентский горный техникум в 1952 г.
В школе №34 г.Кишинева работала с 1958 года.

При активном участии Челиты Исаковны  в школе была создана швейная мастерская.

Ученицы старших классов проходили обучение швейному делу.

Челита Исааковна преподавала материаловедение, конструирование одежды и вела практику.

 Мастерская была хорошо оборудована. При мастерской работало школьное Швейное Ателье.

…Выполнялись заказы населения. Ученицы могли получить практические навыки  закройщиц.Были заказы от спецмагазина № 1 и  » Молдупрснабсбыта».

Девочки нашего выпуска вместе с Аттестатом Зрелости получили Удостоверение Швеи Женского легкого платья с присвоением производственного разряда.

Челита Исаковна  принимала участие в создании новой программы по швейному делу, которая была введена в 1962-63 учебном году.

Челита Исаковна была не только настоящим профессионалом и прекрасным преподавателем.

Она была человеком творческим и хорошим организатором. При этом всегда сдержанная, корректная, скромная.
Еще она была красивой, держалась с достоинством.  Дело свое очень любила.

Нам Челита Исаковна передавала знания, ценные практические навыки,  и любовь к ручному труду.

Челита Исаковна  воспитала двух сыновей. Старший, кажется, стал художником.

 

 

 Борис Александрович Артамонов

 

Артамонов Борис Александрович преподаватель истории. Профорг школы.

Участник Великой Отечественной войны.

Родился в Челябинске в 1923 г. Школу закончил в 1941 году в день начала Войны.

Челябинский тракторный завод был перепрофилирован на выпуск танков Т-34.

При заводе вчерашний школьник  закончил 6-месячные курсы офицеров-танкистов.

Танки с завода уходили прямо на фронт. В составе одной из маршевых рот был и 18-летний Борис Артамонов.
Участвовал в боях под Москвой, был ранен. Подлечившись, получил новый танк и опять на фронт.

Участвовал в освобождении Белоруссии. Летом 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме был тяжело ранен. Лишился правой руки и одной ноги. В 21 год!

Закончил Кишиневский Государственный Университет. В 1952 году стал преподавать историю в школе №34 г. Кишинева.

Борис Александрович  награжден орденом «Красной звезды», орденом «Отечественной Войны» 1 –ой степени и медалями.

У нас Борис Александрович не преподавал, иногда замещал. Но личностью был заметной, его все знали. Наши ежегодные коллективные фото — его работа. Как-то обмолвился, что воевал вместе с Александром Космодемьянским. И еще — принимал у нас выпускной экзамен по истории. Экзаменатором он был доброжелательным, но мне отвечать ему не хотелось потому как в билете был вопрос по Второй Мировой Войне.

Что, можно было рассказать ему, прочтя учебник? Ведь он прошел через огонь и кровь, искалеченный — стоически продолжал жить. Был для нас примером повседневного мужества и благородства…

Борис Александрович носил полувоенный френч. Ходил, опираясь на палочку, но держался прямо.  Писал левой рукой красивым почерком и сам был ровен, доброжелателен и  Красив!

Ольга Уварова (Шехованова)

 

А я помню, что он точно был в комиссии на английском и похвалил мой акцент. Это была нежданная награда за упорное хождение на курсы английского весь год в 11-ом классе. Мне были приятны его добрые и, может быть, незаслуженные слова.

А вообще он мне запомнился, как очень красивый мужчина.

Евгений Вайншток

 

Рассказ Елизаветы Васильевны Кирилюк. Она знала Бориса Александровича со студенческих лет и всю жизнь.

Борис Александрович поступил в Московский государственный Университет на исторический факультет. Но ему посоветовали переехать южнее, где климат мягче и  зимой ему будет легче ходить. Так  в 1947 году  Борис Александрович оказался в Кишиневе. Город был сильно разрушен войной. Учиться было трудно. Приходилось левой рукой в течение шести часов записывать лекции, т.к. учебников, литературы почти не было. Успешно закончив университет, Борис Александрович стал работать в 34-й школе.

Его любили и уважали ученики и учителя-коллеги. Он был образцом человеческой порядочности. Профорг школы. Вел шахматный кружок, фото кружок.

Борис Александрович научился плавать,  летом отдыхал на море в Одессе.  И вот там произошел такой случай. Его увидел француз и был поражен, что человек в таком положении плавает. Борис Александрович предложил  посоревноваться и, к восхищению всех присутствующих, он обошел француза. Когда они отдышались, француз пожал Борису Александровичу руку и сказал: «Вот теперь я понимаю, как Вы – русские, победили в этой войне»

 Е. В. Кирилюк

Крайний справа Борис Артамонов

1958 Аксенова Ираида Георгиевна (преподаватель химии) и Артамонов Борис Александрович

1959 – Павел Максимович Кирилюк, Александр Валентинович Сухомлинов (директор библиотеки им. Крупской) и Борис Александрович Артамонов

 

1957- (верхний ряд) Павел Максимович и  Елизавета Васильевна Кирилюк, Нина  Ивановна Иванова, хххх, (нижний ряд-Борис Александрович Артамонов, Бондаренко, ххх

 

   Варвара Ефимовна Гавронская

  

Гавронская Варвара Ефимовна преподаватель математики.

Родилась в 1918 году в деревне Семеново Орловской области. В 1940году окончила Орловский государственный Университет.

Еще будучи студенткой преподавала математику и физику  в школе города Орла.

С 1940-года в ремесленном училище.

В школе №34 города Кишинева работала с 1948 года.

Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»

Награждена значком «Отличник народного просвещения МССР».
Награждалась грамотами ГОРОНО и Горкома профсоюза города Кишинева.

Варвара Ефимовна воспитала трех сыновей.

Варвара Ефимовна была нашим первым учителем математики. С 5-го по 8-ой класс.  И надо сказать преподавала она прекрасно. Уроки вела спокойно, говорила не громко. Все было четко, последовательно, без лишнего слова. Требовательна, но справедлива.  Многим привила любовь к математике,  дала глубокие и прочные знания.  Научила не только решать примеры и задачи, но и излагать свои мысли-доводы.

 Нина Ивановна Вакурова

 

Вакурова Нина Ивановна. Преподаватель физики.

Нина Ивановна была нашим первым учителем физики. С 5-го по 8-ой класс.

По манере преподавания была ни на кого не похожа. Она живо объясняла физические явления окружающей нас жизни. Спрашивала быстро и коротко, не вызывая к доске.

Урок был похож на игру, отвечать было легко, многие тянули руку. Порой было шумно.  А в конце урока выставлялось много отметок.

Насколько я понимаю, потом такая манера преподавания  была признана прогрессивной

 

ИРИНА ЕРОФЕЕВНА ХРАМОВА

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

К записи "Учителя" оставлено 3 коммент.
  1. Читала с большим интересом!!! И с благодарностью!!!

  2. Иосиф:

    Все преподаватели достойны доброй памяти ..кроме Храмовой Ирины Ирофеевны!
    Грубая солдафонка!Вечно издевалась над учениками, орала и била ногами!
    Никогда этого ей не прощу!

Оставить свой комментарий

*

code

Поиск
Свежие комментарии
Рейтинг@Mail.ru
Вверх
© 2019    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на наш сайт   //    Войти