Забытая Скулянка

(Документальная повесть)

Моим друзьям-одноклассникам по школе №34, жившим на Скулянке и проходившим практику на авторемонтном заводе, посвящается.

Скулянка – это микрорайон, который входит в сектор Боюканы и расположенный по обе стороны  ул. Каля Ешилор.

Изначально главная улица (1) называлась Скулянская дорога и вела она из города Кишинёв к селу Скулянка (от которого и получила своё название). Начиналась Скулянская дорога от нынешней площади Дмитрия Кантемира (2) и от Скулянской Рогатки, образованной улицами Сталинградская (3) (теперь её переименовали в Митрополита Дософтей) и Фрунзе (4), переименованной в Колумну.

При советской власти улица Скулянская дорога получила имя Куйбышева — советского партийного деятеля и революционера. На улице построили современные здания и предприятия, в частности, обувную фабрику «Зориле» (1956), комбинат искусственных кож и резинотехнических изделий (1957) и многие другие здания.

Фабрика «Зориле» (1956 г.)

После объявления независимости Республикой Молдова улица Куйбышева была переименована в улицу Calea Ieşilor (Каля Ешилор). Название Calea Ieşilor переводится с молдавского как путь/дорога (Calea) на Яссы (Ieşi) или, более литературно, Ясское шоссе.

Я вам не скажу за всю Скулянку, хоть она и не так велика, как Одесса, но тем не менее, большая и разнообразная. Постараюсь описать ту её часть (5,6,7) где прошло моё детство и сравнить с тем, что я увидел 70 лет спустя. Мы приехали в Кишинев в 1948 году, и первая наша квартира была именно на Скулянке, рядом с авторемонтным заводом №2 на улице Лихачёва (ныне Bucuriei). На карте положение завода обозначено цифрой 5. Основателями завода можно считать немцев, которые здесь в 1943 году устроили мастерские по ремонту «Пантер» и «Тигров». Именно на их базе и был сразу после войны учрежден Авторемонтный завод №2 Минавтотранса, потом он стал Авторемонтной базой №2807, а уже в более поздние времена (1994 г.) переименованный в «Рекар».

Жили мы в 2-х этажном деревянном доме. Я смутно помню сильное наводнение 1948 года, когда вся улица перед домом превратилась в полноводную реку, по которой плыли бревна, доски, мебель и остатки домов, разрушенных этим наводнением. В какой-то момент я умудрился упасть с лестницы второго этажа, и скатился по ступенькам до самого низа. Отделался я тогда испугом и шрамом на лице. Фотографий старого дома (как, впрочем, и его самого) не сохранилось, но на одной газетной фотографии 50-х годов я указал стрелочкой примерное его расположение рядом с проходной завода.

Кишиневский авторемонтный завод N 2. В 50-е годы завод приступил к серийному производству автомобилей с кузовами-фургонами. Они были предназначены для развозки разнообразных товаров.

На этом заводе раньше ремонтировались Зилы, как 130-е, так и 164-е и даже 157-е. Так же ремонтировались выпускаемые в те времена автобусы, в том числе известные «Икарусы».

С этим заводом в нашей семье связано многое.

В марте 1947 года Советское правительство приняло специальное постановление об оказании помощи Молдавии вообще и Кишиневу, в частности. В соответствии с этим постановлением город получил строительные механизмы и материалы, станки, транспортные средства и многое другое. А главное, что получил город – это квалифицированных специалистов, которые помогали восстанавливать разрушенное войной хозяйство. В 1948 году мой отец- специалист в области автомобилестроения и как коммунист, был командирован из Ленинграда в Кишинев главным инженером на Кишиневский авторемонтный завод N 2. Как рассказывал отец, одним из первых заданий в 1949 году, хотя это не было непосредственно связано с автомобилями, надо было разработать и выполнить из металла буквы, которые будут вмонтированы в постамент открывающемуся памятнику В.И. ЛЕНИНУ.

Picture background

Этот памятник был установлен 11 октября 1949 года на Центральной площади Победы перед зданием Дома правительства (сегодня Площадь Национального Собрания). Выполнен из уральского красного гранита. Авторы — скульптор С. Меркуров, архитектор А. Щусев и В. Турчанинов. Когда мы с отцом проходили по площади мимо этого памятника, он всегда с гордостью рассказывал, что буквы были выполнены под его руководством, а две буквы «Н» он сделал лично. Бывая на ВДНХ, куда сейчас перенесли памятник Ленину, я всегда помню об этом.

Другая часть воспоминаний об авторемонтном заводе связана с нашим производственным обучением. Девочки осваивали швейное дело непосредственно в швейной мастерской, созданной при нашей школе №34, а мальчики проходили практику на авторемонтном заводе. Наша группа была разделена на две части – токари и автослесари плюс один шлифовщик (Гена Вайншток), которому не хватило токарного станка. Я обучался токарному делу на станках ДИП-300.

ДИП — это «Догоним и перегоним» (это лозунг советского станкостроения послереволюционного периода, ставший названием целой линейки станков), а именно токарно-винторезных станков 1930-х — 1980-х годов.

В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDF. Следует отметить и тот факт, что ДИП-300 — это был первый токарный станок с коробкой управления скоростями. Токари знают, что цифра 300 – это высота центров (315 мм) над станиной.

Сейчас эти станки в большинстве своём стоят на улице, как музейные экспонаты, а 60 лет тому назад, мы на них работали!

Мы проходили производственную практику два года по одному дню в неделю в 1963-1964 годах. Сначала, конечно, нас обучали азам токарного дела, а потом мы уже вытачивали различные детали, в основном болты и гайки разных размеров, которые использовались в производстве. После окончания практики нам присвоили звание «Токарь 2-ого разряда». Свидетельство о присвоении квалификации за номером №010649 у меня сохранилось.

Так выглядит здание авторемонтного завода сегодня, май 2024 г.

Сейчас там многое изменилось. На месте бывшей проходной завода, где трудились более 1000 человек, появилась современная вывеска акционерного общества «РЕКАР» с 40 сотрудниками. Как мне удалось выяснить из источников интернета, предприятие ведет деятельность в отрасли покупок, правда, не уточнялось, что они покупают. Многие цеха бывшего завода просто используются как склады. Остальные помещения отданы в аренду различным фирмам, которые как мухи, облепили его со всех сторон.

Перед заводом появилось странное здание с надписями на непонятных языках. Раньше его тут не стояло. Скорее всего, на нижнем этаже находится кафе с акцентом на французский BISTRO, что опять же заимствовано от русского слова «быстро», а в результате название переводится, как следует из рекламы, — КУХНЯ! Кому это пришло в голову и как знатоки румынского языка это воспринимают, остаётся загадкой. На втором этаже уже придется полиглотам переводить с английского, что там Банкетный зал или проще, ресторан, а на 3-ем этаже Спа-терапия, по-русски — это метод лечения, оздоровления, профилактики и реабилитации. В общем, образец антирекламы и безвкусицы!

Чуть дальше авторемзавода был раньше спиртзавод (на карте обозначен цифрой 6). Он там и остался, только чтобы быть ближе к Европе, вывеску заменили на современную – Euro alco☺

Цистерны остались с советских времён, как и знак «Осторожно поезд», хотя железную дорогу разобрали 30 лет назад, и её давно уже нет. Наверно, знак оставили, чтобы напоминать о том, что при Советском Союзе здесь ходил поезд!

В этих местах я в детстве бывал часто, так как на территории завода жила семья Нутовых. С Изей мы учились в одной школе в параллельных классах одиннадцать лет, а его отец был известным виноделом, и все эти годы работал на этом заводе.

А теперь мы вернёмся в 50-е годы на 2-ую Скулянскую улицу, дом 5 (так она раньше называлась и наш дом обозначен на карте цифрой 7). Точный адрес я вспомнил спустя 75 лет благодаря сохранившемуся Спортивному билету, где была указана моя прописка.

Вот эта улица, вот этот дом. Он хорошо сохранился, изменился только его адрес. Сейчас он значится под №180 А по ул. Колумна (бывшая улица Фрунзе). Стрелочкой указан лепной декор, который остался со времен постройки.

В послевоенные годы гипсовой лепниной украшали не только ЗАГСы, дворцы культуры, учебные заведения, театры, музеи, гостиницы, но и обычные жилые здания. Дом этот построили пленные немцы в 1950 году, а они строили хорошо, поэтому он так замечательно сохранился спустя 75 лет. Мы получили в этом доме 3-х комнатную квартиру с большим балконом одни из первых и переехали из деревянного дома в новый каменный в этом же 1950 году. Напротив нас жили Пономаренко. С Таней мы учились все годы в одной школе, она была на год старше. На первом этаже жили Шедовы. Как и мы, они приехали из Ленинграда. Николай Афанасьевич был известным радиокомментатором и спортивным обозревателем. На нижнем фото перед домом тополь, который мы вместе садили в начале 60-х годов.

Этот дом я хорошо помню, так как мы прожили в нем около 10 лет, я уже был в сознательном возрасте, и к тому же осталось много фотографий. Здесь прошли мои дошкольные послевоенные годы. Рядом с домом помню пруд, где ловил карасей. Его давно уже нет, на этом месте стоят корпуса тракторного завода, а память сохранила очертания берегов, камыши, где гнездились дикие утки, на которых охотился наш сосед-охотник, который жил под нами на первом этаже.

Еще из детских воспоминаний я помню футбол во дворе. Мы гоняли мяч с моими одноклассниками Федей Манталуцей и Колей Чередником на стадионе авторемзавода, рядом с домом. Почему-то мне досталась роль вратаря, и с этой ролью я неплохо справлялся. Более того, я прекрасно помню, как Николай Афанасьевич Шедов подарил мне настоящие вратарские перчатки и чепчик, как у Льва Яшина. С такой амуницией на зависть другим мальчишкам во дворе я выступал за сборную Скулянки по футболу. Однако, это футбольное увлечение было недолгим. Отец научил меня играть в шахматы, эта игра была популярной в те годы, и я стал быстро прогрессировать, и начал обыгрывать даже взрослых. Мы устраивали настоящие шахматные турниры на первенство дома, они проходили обычно в нашей квартире по вечерам. Наша квартира напоминала клуб по интересам. Возможно, это было связано с тем, что у нас появился первый телевизор марки КВН с линзой, и это было тогда в диковинку. Всем соседям было интересно посмотреть, что это такое — телевидение.

Так выглядел праздничный стол в нашей квартире в 1953 году.

Пили чай, и не только, разговаривали на разные темы, и, конечно, играли в шахматы. Составлялось расписание игр, делалась таблица, куда заносились результаты, всё было по-настоящему. Не помню, плакал ли я, когда проигрывал, но выигрывал я чаще. Родители заметили мои способности, и отдали меня в шахматный кружок при дворце пионеров.

Вышеприведённый документ 1955 года тому подтверждение.

А сейчас я обхожу дом с разных сторон, фотографирую и сравниваю с тем, что было.

На втором этаже была наша квартира и большой открытый балкон, который уже после нас превратили в дополнительную комнату. Под нами жил охотник, имя его я забыл, но его настоящую охотничью собаку из породы борзых, помню хорошо.

Фотография, сделанная плёночным ФЭДом на балконе примерно в 1954 году. Рядом со мной кот «Рыжик», а на заднем плане во дворе видны крыши сараев и за ними общежитие авторемонтного завода. Сараи и общежитие сохранились.

Те же самые сараи в 2024 году

Даже наш сарай в центре уцелел. С ним связана любопытная история. У нас была коза по имени «Милка», которой в сарае было выделено специальное место, и в какой-то день её украли. Мы обратились в милицию, козу нашли, мы её опознали, но надо было доказать, что она наша. Милиционер предложил открыть двери всех сараев, и куда она войдёт, так тому и быть. Коза, наверно, не догадывалась, что с ней проводят такие научно обоснованные эксперименты, но она правильно нашла своё место и вошла в наш сарай!

Общежитие в 2024 году я не сразу узнал, и снова пришлось прибегнуть к старым фото.

Фото примерно 1952 года. Перед нашим домом был безопасный пустырь, где мне разрешали кататься на велосипеде и на фото видно общежитие, расположенное слева. Сейчас к общежитию на уровне первого, а иногда и второго этажа, прилепили со всех сторон частные пристройки, и не застроенной оказалась лишь одна часть, выделенная на фотографии стрелкой.

Май, 2024 год

Обратите внимание на контур крыши (он в точности совпадает с предыдущим фото 1952 года) и на сохранившийся со сталинских времён лепной декор на стене дома.

Несмотря на всю шаблонность и типичность домов и административных зданий, в архитектурном и интерьерном стилях СССР всегда присутствовало много гипсового лепного декора, который призван был придать строению величественность и масштабность.

Важно отметить, что большинство гипсовых лепных творений того времени оставляли в белом цвете, не используя техник окрашивания, металлизации и дополнительного декорирования. Результат был довольно эстетичен благодаря тому, что гипс в те времена был довольно высокого качества. Он также был прочным, имел весьма эстетичный вид и легкий вес, а также длительный срок службы. Благодаря долговечности, прочности и практичности советского гипса, большинство творений того времени дошли и до наших дней.

Архитектура в целом, и лепной декор в частности, должны были способствовать прославлению победы народа в войне и счастливой мирной жизни.

В заключительной части прогулки по Скулянке я посетил её главную достопримечательность (8). Сравнительно недалеко от этого места, где мы жили, в 1972 году открылся для публики Парк «Ла Извор».

Скулянка кишинев фото

Тогда он назывался парком Дружбы народов. Все развлечения сосредоточены по берегам озера, состоящего из трёх каскадных прудов. Через него перекинут подвесной пешеходный мост.

https://extraguide.ru/images/pthumb/blog/2022/11-25-odixzj-park-la-izvor.cd9f7e96.jpg

Для отдыхающих построена лодочная станция, оборудован песчаный пляж, обустроены спортивные площадки. На небольшом островке создана детская игровая зона под названием «Остров Сказок». На берегу находится ресторан «Ла Извор», давший в 1991 году новое название парку. Значительную часть территории занимает лесопарк.

Вот такой была Скулянка раньше и какой она стала сейчас!

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.

Комментирование закрыто.

Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на наш сайт   //    Войти