Тряска от соседей

«А теперь расскажу немного о Кишиневе — городе, в котором жил и который очень люблю. Поздно вечером 4 марта 1977 года мне позвонили домой:
— Леонид Ильич, в Молдавии землетрясение… По шкале Рихтера около…
— Что в Кишиневе? — прервал я.
— По предварительным данным, разрушения незначительные, пострадали старые постройки, жертв нет.
У меня отлегло от сердца, и я мог уже спокойно выяснить обстановку.
Москвичи, как и жители других городов, видимо, помнят тот тревожный вечер, когда отголоски грозного явления природы докатились и до их жилищ. За несколько минут до звонка, помню, я и мои домашние почувствовали: с домом происходит что-то неладное — качалась люстра, звенела в шкафу посуда.
Как позже выяснилось, это было одно из сильнейших землетрясений нашего века. Главные беды оно принесло Румынии и Болгарии, где были и значительные разрушения, и человеческие жертвы.»

Так в опусе «Молдавская весна» за подписью моего тёзки и коллеги по землекопанию в Валя Дическу, Л.И. Брежнева, излагается случившееся когда-то. Я жил не в Москве, а ещё дальше от Кишинева, чем Леонид Ильич, но стекла в серванте в тот вечер дребезжали и у меня. Как узнал о землетрясении, была ли тогда автоматическая телефонная связь с Кишиневом, — не помню. Генсеку проще. Из моего круга в Кишиневе никто не пострадал, а наш дом, приземистый (3 этажа), с толстыми котельцовыми стенами, пострадал незначительно.

Википедия, на мой взгляд, образно объясняет: “Земная кора на территории Молдавии осложнена серией тектонических разломов, которые дробят её на различные по размерам геологические структуры. Эти структуры под влиянием эндогенных процессов испытывают поднятия и опускания. Так, например, Кодринская структура испытывает наиболее интенсивные поднятия, а Нижнеднестровская — опускания. Эти движения земной коры иногда провоцируют отдельные слабые землетрясения. Но в Молдавии имели место и сильные землетрясения, как это было в 1940, 1977 (Бухарестское) и 1986 годах, которые связаны с более активными и мощными движениями земной коры, происходящими в соседних молодых Карпатских горах, имеющими нередко большую разрушительную силу.”

Как в социуме: давние противоречия Бессарабии и Левобережья не оставались незаметными, но только после воздействий со стороны поднимались до уровня бедствия.

Жертвы в 1977 году всё же были, но какие? Надёжной информации не имею, явно небольшие. Через полгода после землетрясения сфотографировал в нижней части города остаточные следы одного из разрушений.

clip_image002

Сентябрь 1977 года

С детства запомнились разговоры о разрушительном землетрясении 1940 года, а также случавшиеся толчки, когда мы выходили, на всякий случай, во двор. Такие профилактические меры имели место только на ул. Лазо (Инзова), где жили в одноэтажном доме, бог знает, из чего сделанном, но устоявшем во всех землетрясениях.

С землетрясением 1986 года я разминулся на пару дней. Сейчас в Кишиневе небывало высокие здания. Новые материалы, технологии. Не вмешались бы алчность и пофигизм. Кишиневский господин инспектор Бобров 100 лет назад просил: «Дай, бог, и то, и это. Многое дай, бог, понятно.» Продолжая и адаптируя: «Зданий и сооружений понадёжней, стихий посмиренней.»

Автор Леонид Гимпельсон

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

*

code

Поиск
Свежие комментарии
Рейтинг@Mail.ru
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на наш сайт   //    Войти